г. Тула
г. Новомосковск

Инициативный аудит - этапы, содержание и отчетность

Инициативный аудит – это не обязанность, а желание руководителя или собственников бизнеса. Поэтому круг задач перед аудитором ставится, исходя из пожеланий заказчика. Проверка может затрагивать все участки учета налоговой и бухгалтерской отчетности либо проводиться тематически.

Когда нужен инициативный аудит?

Бывают ситуации, когда по бухгалтерской отчетности показывается прибыльная деятельность предприятия, но собственники не получают дивидендов, не хватает оборотных средств, приходится пользоваться заемными средствами. Главный бухгалтер не может объяснить, с чем это связано.

В этом случае собственники бизнеса могут проявить настороженность в отношении профессионализма штата бухгалтерии, достоверности отчетных данных и задуматься, нет ли преступного умысла в предоставлении неверных данных.

Иногда инициатива исходит от руководителя компании. Когда это бывает:

  • при смене главного бухгалтера;
  • перед началом налоговой проверки;
  • перед продажей бизнеса;
  • при решении провести реструктуризацию;
  • при недоверии к бухгалтеру.

Бывают иные случаи, когда требуется помощь аудиторов.

Как проводится инициативный аудит?

Сотрудничество с аудиторской фирмой начинается с заключения договора, в котором обозначаются задачи, которые заказчик ставит перед аудиторской компанией. В зависимости от охвата проверяемых данных аудит может быть:

  • полным, когда проверка проводится по всем участкам учета и отчетности;
  • частичным, когда аудиту подвергается отдельный участок;
  • аналогом налоговой проверки.

Также оговаривается, как будет проводиться проверка: сплошным способом или выборочно.

Другой критерий: охватываемый период. Он может колебаться от одного квартала до нескольких лет. Обычно проверка не охватывает более трех лет. Именно этот срок предусматривается Налоговым Кодексом для проведения проверки налоговым инспектором.

Аудит может включать в себя:

  • всю бухгалтерскую и налоговую документацию;
  • кассовую документацию, выписки банка;
  • учет ТМЦ, ОС, НМА;
  • расчеты с контрагентами;
  • налоговые регистры и декларации.

Это часто заказываемые услуги. При заключении договора обычно руководитель озвучивает задачу, а аудитор подбирает необходимый набор документации для проведения проверки.

Проведение аудиторской проверки можно разделить на несколько этапов:

  1. Планирование работ. На этом этапе аудитор изучает учредительные документы, учетную политику, сферу и специфику деятельности, намечают перечень документов и отчетов, которые помогут выполнить поставленную заказчиком задачу.
  2. Сбор и анализ информации. Он проводится на основании перечня документов, которые были определены пунктом первым. При этом аудиторы контактируют с работниками бухгалтерии, отделов сбыта и продаж, а также с техническими специалистами, если это нужно для осуществления контроля и анализа.
  3. Систематизация полученной информации. При этом составляются текстовые документы, таблицы и графики.
  4. Пишется предварительное аудиторское заключение для согласования с заказчиком. На этом этапе выявляется, все ли задачи выполнены, понятно ли составлен документ и согласен ли заказчик с выводами. Если возникают противоречия, то аудитор дает пояснения.

Завершающим этапом является подписание и принятие заказчиком.

Содержание аудиторского заключения

Документ состоит из нескольких разделов:

  1. Наименование «Аудиторское заключение».
  2. Сведения об организации (ИП), которая подверглось проверке: ИНН, ОГРН, адрес, виды деятельности.
  3. Сведения об аудиторской фирме, частном аудиторе.
  4. Перечень отчетов, документов, регистров учета, которые подвергались аудиту.
  5. Аудиторское мнение.
  6. Дата окончания проверки.

Основным является раздел «Аудиторское мнение». В нем специалист дает оценку ведению учета, соответствию отчетности первичным документам, законодательству. Содержание зависит от задач, поставленных заказчиком перед аудитором.

При проверке достоверности отчетности может присутствовать такая формулировка: «Бухгалтерская отчетность показывает достоверную картину финансового положения организации».

Если аудитор нашел неточности, то должен перечислить их по пунктам.

Преимущества инициативного аудита

Нередко руководителю дешевле обойдется нанять аудитора для проверки налоговой отчетности до начала проверки. Это поможет выявить ошибки, сдать уточненные декларации, избежать штрафов.

Есть и другие преимущества, которые дает добровольный аудит:

  • возможность получить профессиональное заключение, вовремя исправить ошибки;
  • принять правильные управленческие решения;
  • возможность собственникам получить независимую оценку финансового состояния компании и оценить уровень профессионализма бухгалтерской службы.

Своевременное обращение к аудиторам поможет избежать банкротства, уплаты штрафов, обратить внимание на серьезные ошибки в бухгалтерском учете.



Возврат к списку